Как Ван Эйк намекнул о смерти на портрете семьи Арнольфини? А Магритт ― на любовный треугольник в картине «Влюбленные»? И почему все обожают «Поцелуй» Густава Климта? Что скрывает полотно Боттичелли «Рождение Венеры»? Неужели за каждой известной картиной стоит какая-то тайна? Что не сказали или не могли сказать художники?
— Реклама —Картина «Портрет четы Арнольфини»
Начнем не с самой романтичной истории семьи Арнольфини, написанной в 1434 году фламандским художником Яном ван Эйком. Кто такие Арнольфини? На самом деле герои картины малоизвестны, а название выдумано не самим Ван Эйком, а уже исследователями творчества мастера.
Картина «Портрет четы Арнольфини» нередко вызывает неподдельный интерес / Фото: Википедия
Большинство действительно считает, что на картине Джованни и Констанца Арнольфини. Эта пара проживала в Брюгге, где и написан портрет. О достатке семьи говорит одежда, отороченная мехом, золотое украшение на шее жены, восточный ковер на полу, дорогая мебель и люстра. Песик тоже изображен не случайно ― это символ верности.
Главный вопрос ― была ли Констанца беременна? Возможно так и было, но исследователи известной картины не нашли документов о рождении ребенка в этой семье. Скорее всего женщина умерла при родах. Об этом нам говорят потухшие свечи на люстре со стороны Констанцы. Свеча ― символ жизни в нидерландской живописи, а потухшая ― смерть. Вероятно в процессе работы Ван Эйк узнал о смерти Констанцы и намекнул об этом с помощью символов.
Предметы искусства носят в себе много символов и тайн / Автор фото: Arina Krasnikova. Источник: www.pexels.com
Самая известная картина Рене Магритта «Влюбленные»
Центральный меседж самой известной картины Рене Магритта «Влюбленные» ― любовь слепа. Лица влюбленных закрыты вуалями, для них не существует окружающий мир. Они настолько поглощены страстью, что не видят друг друга. Но за сюжетом стоит личная драма Магритта. Его мама покончила жизнь самоубийством, когда мальчику было 13 лет. Ее нашли на берегу реки с подолом платья на голове. Считается, что именно это детское воспоминание отразилось в картине.
Сюрреалисты в целом увлекались масками, вуалями, всем, что скрывает лицо и создает тайну. А у Рене Магритта было еще одно особенное увлечение. Он обожал Фантомаса ― таинственного злодея из книг, а позже ― из фильмов. Это отразилось на полотне.
Существует четыре версии этой известной картины. На первой влюбленные с покрытыми головами просто прислонились друг к другу. Второй вариант мы рассмотрели выше. Третья и четвертая версии менее известны и находятся в частных коллекциях. На них видим открытые лица и даже можем предположить, что это одна и та же пара. Почему женщина изображена в полный рост, а мужчина только с головой? Возможно мужчина головой находится с одной женщиной, а телом ― с другой? Или намекает, что отношения просто невозможны? В этом и есть вся красота сюрреализма ― каждый видит только то, что может и хочет увидеть.
Климт и его «Поцелуй»
«Поцелуй» Густава Климта называют по-настоящему каноническим. Чем же уникальна эта самая известная картина автора и за что ее так любят?
На полотне влюбленные слились в чувственном порыве на краю цветущей поляны, может показаться, что они находятся на обрыве. Мужчина нежно целует женщину, их головы украшены венками из цветов. Пара одета в золото, при чем их одежды почти слились, очертания тел увидеть сложно. Характерной чертой Климта является украшение картин золотыми нитками, что делает его работы еще более притягательными. Возможно эта картина есть автопортретом художника, где он изобразил себя и Эмилию Фльогге. Картина стала известной и была продана еще до ее завершения в музей Бельведер приблизительно за двести сорок тысяч долларов.
Несмотря на то, что ее считали слишком эротичной в момент выхода, картина стала одной из самых известных и популярных произведений в мире. Ее активно используют в коммерции, о ней пишут книги, а в кино создают аллюзии.
Наверное, Климт нашел идельную формулу любви, где поцелуй ― это чистая любовь, слияние душ, когда мир вокруг замирает и останавливается.
Боттичелли, «Рождение Венеры»: кто все эти люди?
Мало кто знает, что на самом деле изображено на самой известной картине Боттичелли «Рождение Венеры». Кто все люди вокруг? Как картина объединила в себе античность и христианство? И какая любовная история самого Боттичелли стоит за этим шедевром?
Написана в 1485 году и считается классическим примером раннего Возрождения. Заказчиками этой работы была самая влиятельная флорентийская семья Медичи ― фактически правители Флоренции. «Рождение Венеры» ― это иллюстрация известного мифа, когда Венера вышла из морской пены. Слева от Венеры Зефир ― бог западного ветра, предвестник весны. Рядом с ним Хлорис ― его жена и земная нимфа весны и цветов. Справа от Венеры на берегу ее встречает Ора ― богиня времен года.
Сама Венера стоит в центре в элегантной, несколько смущенной позе, прикрываясь волосами и руками. Моделью для Венеры стала Симонетта Веспуччи ― первая красавица Флоренции ― жена родственника того самого Америго Веспуччи, открывшего Америку! Вопреки тому, что Симонетта была замужней, ее поклонником был Джулиано Медичи. Возможно именно он заказал картину с изображением любимой женщины, хотя вся Флоренция боготворила Симонетту за необыкновенную красоту. Не удивительно, что сам Боттичелли не стал исключением. Чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть, в каком количестве картин появляется Симонетта.
Но за простым сюжетом скрыт более глубокий смысл ― познание внутренней красоты через внешнее. Так, кроме идеала внешней красоты, Венера несет и другие смыслы: она ― весна, рождение любви, плодовитости, продолжение рода, новой жизни:
- ракушка ― символ женского лона, рождения новой жизни
- розы ― олицетворение любви
- васильки, маргаритки и первоцветы ― весенние цветы, предвещающие рождение новой жизни
- на шее богини Оры мирт ― растение Венеры, а на талии плющ ― символ верности
- апельсиновая роща на фоне ― еще один символ плодовитости
Изображение Венеры обнаженной ― по-настоящему новаторское решение в эпоху Возрождения. Боттичелли показал ее именно такой, чтобы подчеркнуть чистоту и невинность, ей нечего скрывать. В этом он вдохновился античным образом Венеры Милосской.
А где же тут христианские мотивы? Исследователи думают, что «Рождение Венеры» ― это аллегория христианского обряда крещения. На это указывают два символа: вода, из которой выходит богиня, и накидка в руках Оры, используемая в обряде.
Некоторые историки считают, что «Рождение Венеры» имеет картину-сестру. Это не менее известная картина «Весна».
За каждой известной картиной всегда стоит какая-то история, скрытая в символах. Нужно хотеть и уметь это видеть.
Есть чем поделиться? Оставьте свой комментарий здесь